Хореография.  Партерная гимнастика.

В настоящее время из-за экологических проблем и под влиянием многочисленных факторов новые поколения рождаются всё слабей, а здоровье детей значительно ухудшилось. Решить эту проблему можно, если серьезно отнестись к подготовке своего ребенка к физическим нагрузкам и укрепить его здоровье.

Данная информация может быть полезна для педагогов дополнительного образования, хореографов и родителей.

И сегодня мы ознакомимся с партерной гимнастикой для детей дошкольного возраста.

Хореография, в первую очередь, развивает у детей чувство ответственности, так как занятия проводятся не индивидуально, а дети работают в коллективе, воспитывает волевые и моральные качества, укрепляет здоровье. Не делает из детей однотипные шаблоны, а наоборот,  дает каждому ребенку возможность раскрыть свой личный творческий потенциал. Развивает гибкость, пластику, укрепляет мышцы спины и ног. Приучает детишек с раннего возраста слушать классическую музыку, так как только она вырабатывает музыкальный слух.  Хореография  это в первую очередь танец, но что бы танцевать, детей физически надо подготовить и в этом нам поможет партерная гимнастика.

Партерная гимнастика в первую очередь формирует правильную осанку, танцевальный шаг, верхнюю (бедра) и нижнюю (стопы) выворотность ног, гибкость, эластичность мышц и связок. Она помогает укрепить здоровье, корректирует недостатки осанки ребенка,  дает хорошее физическое развитие, дает необходимые двигательные навыки, закаливает организм.  Дает умения согласовывать движение с музыкой, формировать навыки выразительности. Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение, развивать ритмичность движений под музыку, учить ориентироваться в пространстве.

Упражнения на полу, или партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей:

·         повысить гибкость суставов;

·         улучшить эластичность мышц и связок;

·         нарастить силу мышц.

Мышцы и суставы подготавливаются к классическому, народно-сценическому экзерсису, а так же джаз и модерн танцу, требующие высокого физического напряжения. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость позвоночника, эластичность стоп.

 

Партерная гимнастика для детей дошкольного возраста.

При занятиях очень важно помнить, что детский организм не до конца сформирован, мышцы и суставы хрупкие. Болевые ощущения могут пугать ребенка, и он больше не захочет заниматься, поэтому педагогу нельзя быть слишком усердным. Все должно происходить по принципу «От простого к сложному». У детишек возраста 3-5 лет занятия должны происходить в игровой форме и упражнения могут называться условными словами, которые при исполнении похожи на предмет или образ,  детям будет интересно,  и они не будут отвлекаться от занятия.  Для данного возраста можно взять детские мелодии и песни для музыкального сопровождения.

Ход занятия:

1)Вход детей в зал под веселую музыку;

Девочки держаться за юбочки, у мальчиков руки на поясе. Шаг осуществляется с носка. Дети  выстраиваются в одну линию.

2)Поклон.

3)Разминка по кругу;

ходьба с носка,

на полупальцах,

на пятках,

с высоко поднятыми коленями,

бег,

бег с высоко поднятыми коленями,

галоп,

подскоки.

4) Партерная гимнастика:

 

        Вытягивание (подъём) и сокращение (утюжки) стопы.

 

3-5 лет.

Дети садятся на коврики и вытягивают ноги вперед. Колени должны быть хорошо втянуты (было бы хорошо, если пятки детей оторвутся от пола), ноги собранны вместе. Руки за спиной упираются в пол. Спина абсолютно прямая, подобрана в области поясницы, плечи опущены, лопатки сведены и убраны. Для детей данного возраста придумываем любую игру или вводит условные слова, например сокращенные стопы, будут называться «палочки», а вытянутые стопы – «крючочки». Проводим упражнение 5-7 раз.

Данное упражнение проводится для укрепления всех групп мышц ног, растягивания ахилловых сухожилий, подколенных мышц, связок, выработку эластичности стопы, подъёма, приучает к ощущению вытянутости ноги и пальцев, укрепляет осанку.

5-7 лет

Дети садятся на коврики и вытягивают ноги вперед. Колени должны быть хорошо втянуты (было бы хорошо, если пятки детей оторвутся от пола), ноги собранны вместе. Руки за спиной упираются в пол. Спина абсолютно прямая, подобрана в области поясницы, плечи опущены, лопатки сведены и собраны. Для детей данного возраста придумываем условные слова, например сокращенные стопы, будут называться «палочки», а вытянутые стопы – «крючочки». Проводим упражнение 7-10 раз.

После того, как дети сделали упражнение нужное количество раз, ребята остаются в этом же положении и разводят стопы, в сокращенном состоянии, пытаясь мизинцами достать до пола (первая балетная позиция). Проводим вытягивание и сокращение стопы в данном положении (первой балетной позиции) 7-10 раз.

После этого, проводим в этом же положении круговые движения стопами, в одну строну и в другую, сокращая и вытягивая подъём. Выполняем упражнение в одну сторону 5 раз и в другую 5 раз.

Эти упражнения можно делать попеременно разными ногами.

Данные упражнения проводятся для укрепления всех групп мышц ног, растягивания ахилловых сухожилий, подколенных мышц, связок, выработку эластичности стопы, подъёма, развивает верхнюю (бёдра) и нижнюю (стопы) выворотность,  приучают к ощущению вытянутости ноги и пальцев, укрепляют осанку.

 

 

 

        Наклоны корпуса вперед (складочка)

 

3-5 лет.

Дети  вытягивают ноги вперед. Колени должны быть хорошо втянуты, ноги собранны вместе. Руки за спиной упираются в пол. Спина абсолютно прямая, подобрана в области поясницы, плечи опущены, лопатки сведены и убраны.

Дети делают «складочку»: с абсолютно прямым корпусом (особенно в пояснице) наклоняются вперед к ногам и пытаются достать до своих носочков. Колени и стопы обязательно должны быть вытянуты. Ставим детям задачу, предлагаем им достать своим животиком до ног и руками до своих пальцев.

Проводим данное упражнение 5-7 раз.

Данное упражнение проводится для укрепления всех группы мышц ног, растягивания ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок особенно, выработку эластичности стопы, подъёма, укрепляет осанку, вырабатывает гибкость спины.

5-7 лет.

Дети  вытягивают ноги вперед. Колени должны быть хорошо втянуты,       ноги собранны вместе. Руки за спиной упираются в пол. Спина абсолютно прямая, подобрана в области поясницы, плечи опущены, лопатки сведены и убраны.

Дети делают «складочку»: с абсолютно прямым корпусом (особенно в пояснице) наклоняются вперед к ногам и пытаются достать до своих носочков. Колени и стопы обязательно должны быть вытянуты. Ставим детям  задачу, предлагаем им достать своим животиком до ног и руками до своих пальцев.

Проводим данное упражнение 7-10 раз.

После того, как дети сделали упражнение нужное количество раз, ребята остаются в этом же положении и разводят стопы, в сокращенном состоянии, пытаясь мизинцами достать до пола (первая балетная позиция) и делают «складочку» в этом положении.

Данное упражнение делается 5 раз в сокращенном положении стоп и 5 раз в вытянутом положении.

Упражнения проводятся для укрепления всех групп мышц ног, растягивания ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок особенно, выработку эластичности стопы, подъёма, развивают верхнюю (бёдра) и нижнюю (стопы) выворотность,  приучают к ощущению вытянутости ноги и пальцев, укрепляют осанку, вырабатывают гибкость спины.

 

       «Лягушка»

 

3-5 лет.

Дети сидят на полу, колени согнуты и разведены в стороны, стопы сведены и соединены подошвенной частью Руки за спиной упираются в пол. Спина прямая, особенно подтянута поясница, плечи опущены, лопатки сведены и убраны.

Ставим детям задачу: достать коленями до пола, совершая покачивающие движения вниз.

Упражнение (покачивающие движения) повторяется 10-15 раз.

Данное упражнение проводится для укрепления всех групп мышц ног, развивает верхнюю (бёдра) выворотность, гибкость и эластичность мышц ног, укрепляет осанку.

 

5-7 лет.

 

Дети сидят на полу, колени согнуты и разведены в стороны, стопы сведены и соединены подошвенной частью. Руки за спиной упираются в пол. Спина прямая, особенно подтянута поясница, плечи опущены, лопатки сведены и убраны.

Ставим детям задачу: достать коленями до пола, совершая покачивающие движения вниз.

Упражнение (покачивающие движения) повторяется 15-20 раз.

После того, как дети сделали упражнение нужное количество раз, ребята остаются в этом же положении (в «лягушке») и делают «складочку» с абсолютно прямым корпусом (особенно в пояснице), наклоняются вперед, вытягивают руки   и пытаются животом достать до своих ног. Колени и стопы обязательно должны быть вытянуты, колени тянутся к полу.

Упражнение повторяется 7-10 раз.

Можно задерживаться в наклоне на несколько секунд, в зависимости от подготовки детей.

 

Данные упражнения проводятся для укрепления всех групп мышц ног,  развивают верхнюю (бёдра) выворотность, гибкость и эластичность мышц ног, укрепляют осанку, вырабатывают гибкость спины.

 

        Разножка (полу шпагат). Наклоны вправо и влево (3-5лет),  вправо, влево и вперёд (5-7 лет)

 

3-5 лет.

Дети сидят на полу, ноги разведены широко в сторону. Колени втянуты,  спина абсолютно прямая (особенно в области поясницы), плечи опущены, лопатки сведены и убраны. Подъём вытянут. Руки за спиной упираются в пол.

Дети делают наклон к правой ноге, пытаются положить правый бок на ногу, левая рука тянется до правого носка, после дети делают наклон к левой ноге, пытаются положить левый бок на ногу, правая рука тянется до левого носка.

Упражнение повторяется 5 раз в одну сторону и 5 в другую. Можно задерживаться в наклоне на несколько секунд, в зависимости от подготовки детей.

Данное упражнение  проводится для укрепления всех групп мышц ног, развивает верхнюю (бёдра) выворотность, гибкость и эластичность мышц ног, укрепляет осанку, вырабатывает гибкость спины, растягивает  подколенные мышцы и связки, вырабатывает танцевальный шаг, развивает силу мышц, выработку эластичности стопы, подъёма,

 

5-7 лет.

 

Дети сидят на полу, ноги разведены широко в сторону. Колени втянуты,  спина абсолютно прямая (особенно в области поясницы), плечи опущены, лопатки сведены и убраны. Подъём вытянут. Руки за спиной упираются в пол.

Дети делают наклон к правой ноге, пытаются положить правый бок на ногу, левая рука тянется до правого носка, после дети делают наклон к левой ноге, пытаются положить левый бок на ногу, правая рука тянется до левого носка.

Упражнение повторяется 8 раз в одну сторону и 8 в другую. Можно задерживаться в наклоне на несколько секунд, в зависимости от подготовки детей.

После того, как дети сделали упражнение нужное количество раз, ребята     остаются в этом же положении и делают наклон  вперёд  с ровной спиной и вытянутыми руками вперед, стараясь животом достать до пола. Колени остаются втянутыми, подъём вытянут.

Упражнение повторяется 10 раз.  Можно задерживаться в наклоне на несколько секунд, в зависимости от подготовки детей.

Данные упражнения  проводятся для укрепления всех групп мышц ног, развивают верхнюю (бёдра) выворотность особенно, гибкость и эластичность мышц ног, укрепляет осанку, вырабатывает гибкость спины, растягивает  подколенные мышцы и связки, вырабатывает танцевальный шаг, развивает силу мышц, выработку эластичности стопы, подъёма,

 

       Махи правой и левой ногой в положении лёжа

 

3-5 лет.

Дети лежат на спине, ноги расположены вместе, руки вытянуты вдоль корпуса. Спина прямая, живот и колени втянуты, подъём вытянут.

Дети в данном положении делают мах правой ногой, вторая нога во время  маха не делает никаких движений и ровно лежит на полу с втянутым коленом и вытянутым подъёмом. Корпус так же остается ровным, дети не помогают себе руками. То же самое повторяем с левой ноги.

Упражнение повторяется 5 раз одной ногой и 5 раз другой.

Данное упражнение проводится для укрепления всех групп мышц ног, развивает верхнюю (бёдра) выворотность, гибкость и эластичность мышц ног, укрепляет осанку, растягивает  подколенные мышцы и связки, вырабатывает танцевальный шаг, развивает силу мышц,  выработку эластичности стопы, подъёма.

 

5-7 лет.

Дети лежат на спине, ноги расположены вместе, руки вытянуты в стороны. Спина прямая, живот и колени втянуты, подъём вытянут.

Дети в данном положении делают мах правой ногой, вторая нога не делает никаких движений и ровно лежит на полу с втянутым коленом и вытянутым подъёмом. Корпус так же остается ровным, дети не помогают себе руками. То же самое повторяем с левой ноги.

Упражнение повторяется 8 раз одной ногой и 8 раз другой.

После того, как дети сделали упражнение нужное количество раз, ребята остаются в этом же положении и делают круговые махи.  Кидают ногу вперед, выводят её в сторону на пол и по полу ведут к другой ноге.

Вторая нога во время маха не делает никаких движений и ровно лежит на полу с втянутым коленом и вытянутым подъёмом. Корпус так же остается ровным, дети не помогают себе руками. То же самое повторяем с левой ноги.

Упражнение повторяется 5 раз с одной ноги и 5 раз с другой.

Данные упражнения проводятся для укрепления всех групп мышц ног, развивают верхнюю (бёдра) выворотность особенно , гибкость и эластичность мышц ног, укрепляют осанку, растягивают  подколенные мышцы и связки, вырабатывают танцевальный шаг, развивают силу мышц,  выработку эластичности стопы, подъёма, подвижность суставов.

 

        Медленное поднимание и опускание ног на 90*

 

Дети лежат на спине, ноги расположены вместе, руки вытянуты в стороны. Спина прямая, живот и колени втянуты, подъём вытянут.

Дети в данном положении поднимают правую ногу, вторая нога не делает никаких движений и ровно лежит на полу с втянутым коленом и вытянутым подъёмом. Корпус так же остается ровным, дети не помогают себе руками. Задерживаем ногу в данном положении на 5 секунд. То же самое повторяем с левой ноги.

Упражнение повторяется 5 раз одной ногой и 5 раз другой. (3-5 лет.)

Упражнение повторяется 8 раз одной ногой и 8 раз другой. (5-7 лет.)

Данное упражнение проводится для укрепления всех групп мышц ног, развивает верхнюю (бёдра) выворотность, гибкость и эластичность мышц ног, укрепляет осанку, растягивает  подколенные мышцы и связки, вырабатывает танцевальный шаг, развивает силу мышц,  выработку эластичности стопы, подъёма.

 

        «Велосипед»

 

Дети лежат на спине, ноги собраны вместе и подняты вверх, руки  вытянуты в стороны, спина ровная. Дети начинают поочередно сгибать и разгибать ноги.  Упражнение может выполняться, как в быстром темпе, так и в медленном, с сокращенной стопой и с вытянутым подъёмом.

Упражнение повторяется 1-2 мин. (3-5 лет.)

Упражнение повторяется 3 мин. (5 -7 лет.)

Данное упражнение проводится для укрепления всех групп мышц ног, развивает гибкость и эластичность мышц ног, укрепляет осанку, развивает силу мышц,  вырабатывает эластичности стопы, подъёма, растягивает ахилловы сухожилия.

 

        «Кошечка»

 

Дети лежат на животе, ноги собранны вместе, колени втянуты, спина ровная, руки в согнутом состоянии находятся у груди и упираются ладонями в пол.

Дети «вырастают» спиной, упираясь на руки, и пытаются макушкой достать до ног. Ноги не должны при этом отрываться от пола, подъём должен быть натянут, колени убраны, живот и бёдра лежат на полу.

Такие перегибы назад повторяются 5-7 раз. (3-5 лет.)

Упражнение повторяется 7-10 раз. (5-7 лет.)

Данное упражнение проводится для укрепления всех групп мышц ног, развивает гибкость и эластичность спины, укрепляет осанку, развивает силу мышц,  вырабатывает эластичности стопы, подъёма,  укрепляет мышцы живота.

 

        «Корзиночка»

 

Дети лежат на животе, руки вытянуты вперед, спина прямая,  колени втянуты, подъём вытянут, ноги расположены вместе.

Ноги сгибаются в коленях, дети захватывают правой рукой правую ногу, левой рукой левую ногу  и поднимают руки с ногами наверх, спина выгибается , грудь отрывается от пола.

В данном положении дети задерживаются на 15 сек. (3-5 лет.)

В данном положении дети задерживаются на 30 сек. (5-7 лет.)

Упражнение  проводится для всех групп мышц ног, развивает гибкость спины, укрепляет мышцы живота и спины, развивает эластичность подъёма.

 

 

        «Мостик»

 

3-5 лет.

Дети лежат на спине, ноги расположены на ширине плеч, руки лежат на полу ладонями к полу, колени втянуты, подъём вытянут, спина прямая.

Руки поднимаются за голову и упираются ладонями в пол, локти согнуты. Колени сгибаются, дети хорошо упираются ногами в пол и руками в пол и поднимают свои бедра и спину наверх.  Если ребенок боится упасть, то  его можно держать за талию или подставить руки под спину.

 

5-7 лет.

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки на бедрах, колени  втянуты, спина прямая,  плечи опущены, лопатки сведены и убраны. Ребенок делает наклон назад, пока не увидит пол, в этот момент нужно прогнуть спину еще сильнее и плавным движением поднять руки над головой и упереться ими в пол. Если ребенок боится упасть, то  его можно держать за талию или подставить руки под спину.

Упражнение  проводится для всех групп мышц ног, развивает гибкость спины, укрепляет мышцы живота и спины.

 

        «Берёзка»

 

3-5 лет.

Дети лежат на спине, ноги вместе, руки лежат на полу ладонями к полу, колени втянуты, подъём вытянут, спина прямая.

Дети поднимают ноги наверх, подпирают  поясницу обеими руками так, что бы руки упирались плечами и локтями в пол. После этого следует выпрямить ноги в ровную линию: спина, ягодицы и ноги должны составлять прямую, при этом носки ступней должны стремиться вверх.

В данной позе нужно задержаться на 15 сек.

Данное упражнение проводится для всех групп мышц ног, развивает эластичность стопы,  укрепляет мышцы спины и живота.

 

5-7 лет.

Дети лежат на спине, ноги вместе, руки лежат на полу ладонями к полу, колени втянуты, подъём вытянут, спина прямая.

Дети поднимают ноги наверх, подпирают  поясницу обеими руками так, что бы руки упирались плечами и локтями в пол. После этого следует выпрямить ноги в ровную линию: спина, ягодицы и ноги должны составлять прямую, при этом носки ступней должны стремиться вверх.

В данной позе нужно задержаться на 30 сек.

После этого дети остаются в этом же положении и делают уже «Березку» со сгибанием колен.

Дети поднимают ноги наверх, подпирают  поясницу обеими руками так, что бы руки упирались плечами и локтями в пол. После этого следует выпрямить ноги в ровную линию: спина, ягодицы и ноги должны составлять прямую, при этом носки ступней должны стремиться вверх. Колени сгибаются в этом положении и выпрямляются.

Упражнение повторяется 7-10 раз.

Данные упражнения проводятся для всех групп мышц ног, развивают эластичность стопы, укрепляют мышцы спины и живота.

 

        «Лодочка»

 

Дети лежат на животе, руки вытянуты вперед, ноги находятся вместе, спина прямая, колени втянуты, подъём вытянут.
Дети одновременно поднимают руки и ноги на полом.

В данной позе задерживаются на 15 сек. (3-5 лет.)

В данной позе задерживаются на 30 сек. (5-7 лет.)

После этого данной позе делают покачивания вперед и назад (лодочка качается на волнах).

Упражнение (покачивания) повторяется 5-7 раз. (3-5 лет.)

Упражнение (покачивания) повторяется 7-10 раз. (5-7 лет.)

Данное упражнение проводится для всех групп мышц ног, развивает эластичность стопы, укрепляет осанку, мышцы спины и живота.

 

        «Колечко»

 

Дети лежат на животе, ноги собранны вместе, колени втянуты, спина ровная, руки в согнутом состоянии находятся у груди и упираются ладонями в пол.

Ноги сгибаются в коленях, дети «вырастают» на руках  и гнуться в спине, пытаясь головой достать до пяток.

Дети должны гнуться только спиной, не поднимая бедер от пола.

В данной позе задержаться на 15 сек. (3-5 лет.)

В данной позе задержаться на 30 сек. (5-7 лет.)

Данное упражнение проводится для всех групп мышц ног, развивает эластичность стопы, укрепляет осанку, мышцы живота, спины,  и гибкость.

 

        «Шпагаты»

 

С правой и левой ноги и поперечный шпагат.

На каждом шпагате сидеть:

30 сек.  (3-5 лет.)

1 мин. (5-7 лет.)

Данное упражнение проводится для всех групп мышц ног, развивает эластичность стоп,  вырабатывает танцевальный шаг и эластичность мышц.

 

5) Поклон.

 

Упражнения можно изменять, добавлять или уменьшать нагрузку в зависимости  от подготовки детей.

Все упражнения желательно объяснить и показать детям, после этого они могут сами выполнять их под вашим наблюдением.

 

                                                                                                                                                                                                    Педагог балета

                                                                                                                                                                                                      Кобзева И. С.